Одной из основных проблем, которые выдвинуло наше современное общество, является проблема воспитания ребенка с девиантным негативным поведением. Говоря простыми словами – трудных детей.
Эта проблема заключается в том, что прослеживается рост детской преступности, наркомании.
Основная причина кроется в социально-экономической нестабильности и изменении ценностных ориентаций детей, ошибках семейного и школьного воспитания.
Как решить эту проблему?
Для этого все-таки необходимо определиться с выражением «трудный ребенок».
Многие ученые и педагоги считают, что это ребенок, который лишен ласки и любви родителей. Психологическое состояние такого маленького человека настолько нестабильно, что у него вырабатывается комплекс неполноценности. И для того, чтобы самоутвердиться, он выбирает стиль поведения, который не укладывается в социальные нормы.
Повышенная обидчивость, неповиновение (иногда даже месть за причиненную обиду), демонстративность, грубость, неординарная манера одеваться и более серьезные проступки (наркомания, распитие спиртного) характерны для такого ребенка.
Чем чреваты такие особенности поведения? Ребенок вырастает или психологически неуравновешенным типом, который не умеет решать жизненно важные ситуации, или эгоистом, в худшем случае преступником, наркоманом.
Для того, чтобы не «потерять» такого ребенка, нужна система профилактических мер:
1. Воспитание сдержанности у ребенка.
2. Забота о его умственном и физическом развитии.
3. Поддержка, сопереживание, понимание проблем ребенка.
4. Каждодневное общение( не контроль!!) и забота.
5. Развитие творческих способностей по его желанию, не по принуждению.
6. Выработка навыков дисциплины и порядка.
Конечно, трудный ребенок – это не больной ребенок, которому можно дать таблетку и болезнь отступит. Трудный ребенок это, скорее всего невоспитанный ребенок. Ребенок, на которого не обращают внимания. Естественно, такой человек ищет это внимание и находит: на улицах, в подворотнях, подвалах, неблагополучных компаниях.
Поэтому каждый родитель, беря на себя важнейшую миссию воспитания ребенка, должен прожить с ним долгую детскую, юношескую жизнь, деля с ним радость и горе и вселяя веру в любовь и добро.